Встреча и перевозка инвалидов на железнодорожный вокзал
Утверждены правила перевозки пассажиров-инвалидов в поездах дальнего следования. Они регламентируются Распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 11 марта 2014 г. № 622р «Об утверждении и вводе в действие технологии резервирования мест и организации перевозки пассажиров на местах для инвалидов в поездах дальнего следования».
В документе оговорены сроки продажи билетов на места для инвалидов, использующих кресла-коляски, в поездах дальнего следования.
Как купить билет
Для организации поездки на специализированных местах, оборудованных для проезда инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, в поездах, в составе которых предусмотрен вагон с указанными местами, рекомендуется подать заявку в Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» по бесплатному федеральному телефонному номеру или обратиться в билетную кассу. Заявки принимаются с момента открытия продаж в поездах дальнего следования за 45 (60) суток.
При отсутствии в поезде вагона со специализированными местами, оборудованными для проезда инвалидов, такой вагон может быть включен в состав поезда по заявке пассажира, поданной через билетную кассу или Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» по телефону.
Заявки рассматриваются индивидуально исходя из технических возможностей. Сбор за резервирование таких мест не взимается. Заявки рекомендуется подавать до начала продажи билетов на поезда более чем за 45 (60) суток. Заявки, поданные после начала продажи билетов, в том числе, если места в указанное купе уже реализованы, также рассматриваются, однако в этом случае возможности принятия положительного решения существенно ограничены.
По результатам рассмотрения заявки работники ОАО «РЖД» должны проинформировать пассажира о возможных вариантах организации поездки, а также согласовать срок и место оформления билета.
Документы, необходимые для оформления билета инвалиду, использующему кресло-коляску:
документ, удостоверяющий личность;
индивидуальная программа реабилитации с отметкой о необходимости либо фактическом обеспечении техническим средством реабилитации в виде кресла-коляски.
Оформление билетов на места для инвалидов инвалидам иных категорий производится за 3 суток до отправления поезда.
Необходимые документы предъявляются в билетную кассу:
документ, удостоверяющий личность;
любой документ, подтверждающий инвалидность (справка ВТЭК, справки МСЭ, индивидуальная программа реабилитации).
На какую помощь рассчитывать
Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» обеспечивает предоставление информации об услугах, предоставляемых на железнодорожном транспорте пассажирам с ограниченными физическими возможностями, принимает заявки на оказание ситуационной помощи на вокзалах пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, а также резервирование специализированных мест для инвалидов в поездах дальнего следования.
Заявки на оказание ситуационной помощи на железнодорожных вокзалах принимаются Центром содействия мобильности ОАО «РЖД» по телефону за трое суток, но не менее чем за 24 часа до момента оказания услуг.
В настоящее время ситуационная помощь оказывается преимущественно на крупных железнодорожных вокзалах, перечень которых можно уточнить у оператора центра.
Обслуживание ведется по бесплатному федеральному телефонному номеру 8-800-510-11-11 в круглосуточном режиме без выходных дней.
Однако при встрече заявителя, в случае выявления несоответствия указанных в заявке данных (например, отсутствие очевидных внешних признаков физических ограничений, признаков инвалидности или, в крайнем случае, документов, подтверждающих статус инвалидности), ответственный сотрудник вокзала вправе отказать в обслуживании по заявке на безвозмездной основе и по возможности предложить оказание необходимых услуг в соответствии с установленными тарифами.
Маломобильным пассажирам предоставляются следующие услуги:
организация встречи маломобильного пассажира на территории вокзального комплекса;
организация сопровождения пассажира от/до транспортного средства;
сопровождение ко всем функциональным зонам вокзального комплекса: привокзальная территория, здание вокзала, включая кассовые залы, залы ожидания, туалетные комнаты, камеры хранения, медпункты и иные санитарно-бытовые помещения и помещения обслуживания, пассажирские платформы, выходы и переходы на них;
оказание помощи при получении предоставляемых на вокзале услуг (оформление проездных документов, пользование камерой хранения и т.д.);
предоставление места на вокзале для временного пребывания пассажира на период ожидания транспортного средства;
оказание услуг по перемещению багажа;
оказание помощи при посадке (высадке) в поезда дальнего следования.
Как выглядят вагоны, оборудованные для перевозки инвалидов
Компания «Российские железные дороги» предлагает комфортные условия проезда в поездах дальнего следования для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
На российских железных дорогах курсирует 444 вагона со специальными купе, в которых предусмотрено все, чтобы облегчить путешествие людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Вход в вагон оборудован подъемником, с помощью которого посадка пассажира в кресле-коляске может быть осуществлена как с высокой, так и с низкой платформы.
Двухместное купе шире стандартного. Оно оснащено специальными вспомогательными ремнями, позволяющими пассажиру без посторонней помощи пересесть в кресло. Спальная полка устанавливается в любое удобное для пассажира положение.
Увеличенная ширина дверных проемов и коридора позволяет пассажиру в кресле-коляске свободно передвигаться. Низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом для чтения пальцами и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет вызвать проводника.